ПРИЗОВЫЕ КАЧАЛКИ .
Тогда и теперь
Сулка, сулки (sulky англ.) — старое название экипажа для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки , были изобретены и запатентованы в Соединенных Штатах Америки . И их эволюция проходила непосредственно при участии американских инженеров и наездников .
Как известно , первые экипажи , которые использовались для участия в бегах появились в середине 1800-х годов . Тогда у них были деревянные колёса с металлическими шинами, достаточно крепкими, чтобы использоваться по любому виду дорог . Первые заезды проходили прямо на улицах городов .
Прототипом лёгкого экипажа для одного человека были извозчичьи дрожки.
Экипаж также как и дрожки имел конструкцию , состоящую из четырех колёс , соединенных с основанием посредством двухосной системы на рессорах. Рессоры располагались как продольно , так и поперечно . В зависимости от предпочтений производителя . Основанием служил продольный , неглубокий деревянный короб . В ходовую часть входили четыре деревянных колеса , установленные попарно на передней и задней осях. Место для наездника представляло собой мягкое сиденье , находящееся в передней части короба . Наездник упирался ногами в деревянный упор , закреплённый впереди . Владельцы лошадей и наездники часто жаловались на конструктивные недостатки , доставляющие неудобство при их использовании в заездах .
С 1850-х до 1870-х годов , американский инженер Чарльз Кефрииз Кембриджа, начал вносить изменения , которые помогли значительно уменьшить вес экипажей . Первыми изменениями , сделанными к сулкам, используемым в заездах было удаление рессор, которые уменьшили вибрацию и понизили место наездника . Прямая ось между передними колесами оставалась ещё много лет и была помехой для лошадей , имеющих сильный отхлёст . Кроме этого использование четырехколёсных экипажей препятствовало выявлению высокой резвости . Много лет единственным конкурентом сулкам Caffrey's были сулки производства "Truss-Axle Sulky" . Конкурируя , эти производители постоянно работали над улучшением конструкции сулок . Разрабатывая новые модели сулок , производители не раз увеличивали высоту колес и на некоторых моделях колёса достигали высоты 1,5 - 2,0 метра .
В 1880-х годах Чарльз Кефри изготовил первые деревянные сулки облегчённого типа без вибрации, которые будут способствовать стабильному бегу лошади и увеличивать резвость.
Конкуренты Чарльза Кефри также не сидели сложа руки – они экспериментировали , и в некоторых двухколесных сулках межколесная арка ( получившая у нас название „телефон” ) была настолько высока, что место наездника было почти на линии спины лошади, что часто приводило к несчастным случаям. В этих сулках по-прежнему использовались деревянные колеса, состоящие из деревянного обода , ступицы и спиц. По наружному диаметру они были окованы металлической полосой, покрытой резиновой шиной. В 1890-м году Чарльз Кефри начал выпуск лёгких деревянных сулок с колёсами велосипедного типа. Этому немало поспособствовало изобретение металлического колеса со спицами , которое стало следующим важным шагом в эволюции сулок. Удачная конструкция колеса была предложена и запатентована изобретателем Эдуардом Каупером еще в 1868 году , но колеса для сулок были разработаны несколько позже . Над изобретением шины для нового металлического колеса трудилось довольно много людей. Как это нередко случается, в одно и то же время в нескольких местах инженеры пытались придумать наилучший вариант. Но пальма первенства досталась человеку, который вообще не планировал заниматься созданием шин. Этот человек - шотландский ветеринар Джон Данлоп, имя которого увековечено в названии знаменитой фирмы Dunlop. Существует несколько легенд, объясняющих, что заставило ветеринара взяться за решение проблемы более мягкого движения колесных экипажей, но как бы там ни было, Джон Данлоп поспешил запатентовать свое детище и 3 июля 1888 года он получил свой патент. С резиновыми шинами Данлоп езда в сулках стала более мягкой. Ездить наездникам стало намного удобнее. На ипподромах ещё продолжали использоваться четырёхколесные сулки , так как двухколёсные все же были достоянием обеспеченных коневладельцев . Некоторые производители пытались укомплектовать четырехколёсные сулки новыми колесами . Но положительный эффект от использования двухколёсных сулок с надувными шинами был очевидным и постепенно они вытеснили своих четырёхколёсных собратьев .
В начале 1900-х годов самой распространенной двухколёсной моделью сулок стала « американка » , модификации которой сохраняли свою популярность около ста лет. Двухколёсные сулки были универсальными и предназначались как для рысаков, так и для иноходцев .
В нашей стране название « сулки » не прижилось и большее распространение получило название
« качалка » .
Первой лошадью , запряженной в новую качалку Caffrey's с современными колесами , был иноходец по кличке Alfred D, который победил на ипподроме Worchester в штате Массачусетс , с резвостью 2.29,4 на одну милю в 1892 году .
В 1900-х - 1920-х годах стандартом были определены колёса велосипедного типа с шинами 28-дюймового размера . Этот размер используется и сейчас .
Но как и прежде, продолжалось экспериментирование с высотой межколёсной арки. Широкое распространение получила легкая деревянная качалка « американка » , в СССР получившая название « Лира » , т.к. по форме напоминала музыкальный инструмент - лиру .
С того времени качалки неоднократно подвергались изменениям, и производители постоянно искали способы улучшить сопротивление ветра, вращение колёс и правильное распределение веса. Внешний вид качалки стал элегантным , а формы утонченными и откровенно спортивными . Наряду с этим появились всепогодные модели качалок с защитным фартуком , который крепился на деревянной перемычке ( вальке ) , соединяющей оглобли в месте крепления проножек .
В 1960-х – 1970-х годах главные составляющие качалки ( кроме колёс и соединительной фурнитуры ) изготавливались только из дерева , но уже в конце 1970-х годов , компании , производящие качалки начали сталкиваться с постоянной нехваткой качественной сортовой древесины, которая просто изводила производителей.
В этой связи началось исследование многих альтернативных материалов и в итоге качалки начали изготавливаться из стали, титана, алюминия , стекловолокна, дерева или их комбинации , что также увеличило их надёжность и безопасность .
Колёса качалок также начали изготавливать из новых современных материалов . Для изготовления колёс начали использовать алюминиевые сплавы, пластик и углеродное волокно. Обода и втулки из алюминия, в сравнении со стальными, оказались намного прочнее, легче, менее подвержены коррозии , что значительно увеличило срок службы колеса. Медные ниппеля спиц обеспечили хорошие монтажные характеристики при использовании со стальными спицами, а механизм втулки стал одним из самых простых в эксплуатации.
В СССР начали производить качалку «лиру», в которой межколёсная арка ( «телефон» ) и направляющие вилки были металлическими , а оглобли деревянными .
Именно эта модификация «американки » получила наибольшую популярность у наездников в нашей стране.
"Американка" с металлической аркой
Заезд в "американках"
Традиционнно качалки изготавливались симметричными , но уже в 1980 году , в Австралии , компанией Reg Walsh была запатентована первая ассиметричная качалка , изготовленная полностью из нержавеющей стали . Однако Правила испытаний не позволяли использовать эту качалку в заездах , и впервые разрешение на её использование было получено только в начале 1987 года .
А мировую известность эта качалка получила , когда двухлетний иноходец-мерин Rowleyalla , запряженный в неё, стал первым 2-х леткой, преодолевшим двухминутный барьер .
Произошло это 22 мая 1987 года на ипподроме Harold Park в Сиднее . Выступал на нём наездник K. Rivett. Тогда Rowleyalla , запряжённый в ассиметричную качалку улучшил свой рекорд на 4.7 сек . Показав невероятную резвость 1.55.0 он стал первой и единственной лошадью в истории, побившей все мировые рекорды для лошадей 2-х летнего возраста . Оригинальная качалка , в которой Rowleyalla достиг этого уникального результата была впоследствии подарена историческому обществу Harness Racing Club . Однако через 6 месяцев использование ассиметричных качалок в Австралии было запрещено , т.к. при ее использовании ущемлялись права наездников , выступающих в обычных качалках и дальнейшая разработка ассиметричной модели качалки была « заморожена » до 1990 года .
В 1990 году австралийцы предложили использование ассиметричных качалок американцам и в скором времени ассиметричные качалки из нержавеющей стали дебютировали в США , на ипподроме Freehold Raceway в Нью-Джерси . После того , как в них было выиграно семь заездов из девяти , американцы сразу же приобрели лицензию на право производства ассиметричных качалок на территории США . Однако в следующем десятилетии эта качалка была неоднократно перепроектирована американцами , потеряла свой прежний вид и они прекратили закупать комплектующие в Австралии , начав самостоятельный выпуск этих качалок .
Отличительными чертами новых качалок были удлинённые оглобли , отодвинутые далеко назад сиденья с высокой спинкой и отсутствие традиционных проножек . Их место заняли миниатюрные упоры .
PENNSBURY Sulky :
PENNSBURY Joker 6.3
PENNSBURY Sheriff 6.3
ENNSBURY Light Aluminium 6.3
PENNSBURY AdvantEdge 6.3
PENNSBURY AdvantEdge 6.3
Весной 2003 года , тренер-наездник Том Хармер , работающий в Чикаго и занимающийся усовершенствованием качалок в Америке уже более 40 лет , разрабатывая новую модель качалки фирмы PENNSBURY, изготовил качалку «AdvantEdge 6.3», которая произвела фурор в мире рысистых бегов .
При проектировании качалки была использована система «Dynamic Tracking» . Эта система была признана прогрессивной , т.к. способствует лучшему прохождению поворотов и уменьшению центробежной силы , направленной к внешней бровке дорожки .
Название PENNSBURY «AdvantEdge 6.3» выбрано не случайно .
6.3 – это расстояние в дюймах до внутренней бровки , которое экономится при прохождении лошадью поворотов . Стоимость премиум-комплектации Pennsbury «AdvantEdge 6.3» тогда составила 4.995 $ США .
PENNSBURRY AdvantEdge Pro 6.8
PENNSBURY Sulkies Racing Evolution 6.8
В 2005 году было начато тестирование новой качалки «AdvantEdge 6.8».
Такой экипаж приближает лошадь на 18 сантиметров к внутренней бровке беговой дорожки , таким образом уменьшая расстояние , которое лошадь должна преодолеть . На восьмистаметровой или километровой дорожке , где лошади от старта до финиша проходят не менее трёх-четырёх поворотов , такая система поглощения расстояния оказалась особенно эффективна .
Компания Aerospoke Corporation , специализирующаяся на изготовлении велосипедных колёс премиум-класса , разработала для AdvantEdge новую модель колес Advanced Construction Technology, после чего Том Хармер заказал серию научных исследований . Результат превзошёл все ожидания . Новые аэродинамические колеса , изготовленные в форме пятиконечной звезды , в работе превзошли все имеющиеся аналоги в мире . Используемые космические технологии обеспечивают чрезвычайное сопротивление любой деформации , коррозии и длительный срок службы .
Именно эти параметры и объясняют довольно дорогую стоимость этих колес – 1500 $ США за пару .
В дальнейшем были внесены еще более новые изменения в конструкцию качалки AdvantEdge .
Спецификацией нового проекта «Dynamic Tracking» стало уменьшение расстояния между оглоблями , левая оглобля была смещена и заняла свое место над вилкой левого колеса . Сиденье наездника , с высокой эргономичной спинкой , также сместилось влево и качалка получилась ещё более ассиметричной .
В 2006 году качалка получила новый аэродинамический дизайн и название PENNSBURRY« Evolution Racing AdvantEdge Pro 2» .
Эти новшества , совместно с усовершенствованными покрытиями беговых дорожек привели к тому, что в первые же годы её использования резвость лошадей , запряжённых в такие качалки была улучшена и были установлены новые мировые рекорды .
Она в равной степени подходит для рысаков и иноходцев.
На сегодняшний день эта система запатентована всеми производителями качалок в США и Канаде .
Стоимость базовой комплектации Standard качалки PENNSBURY «Evolution Racing AdvantEdge Pro 2» составляет 6.000 $ США , комплектация Deluxe обойдется уже в 7.500 $ США .
PENNSBURRY AdvantEdge Pro2
PENNSBURRY AdvantEdge Pro2
PENNSBURRY AdvantEdge Pro2
PENNSBURRY AdvantEdge Pro2
PENNSBURRY AdvantEdge Pro2
PENNSBURRY AdvantEdge Pro2
PENNSBURRY AdvantEdge Pro
В 2006-2007 году качалки серии «AdvantEdge » получили максимальное распространение среди наездников . В этих качалках выступали практически все участники крупнейших североамериканских призов Breeders Crown и Trotting Triple Crown. На сегодняшний день в США и Канаде продано более 1500 единиц качалок моделей «AdvantEdge», что принесло её производителям хорошую прибыль .
Но и эти качалки имеют свои недостатки . Ассиметричные качалки – это качалки для стран , в которых бега проводятся сугубо « в настоящую сторону », т.е. против часовой стрелки .
В европейских странах , где бега проводят также и «в обратную сторону », т.е. по часовой стрелке , использование такой качалки будет невозможным , т.к. в поворотах левое колесо будет в зоне досягаемости задней левой ноги .
С 2008 года , ведущий производитель в Европе , компания Custom Sulky, которая производит качалки уже более 30 лет , также пополнила свой модельный ряд качалками американского типа – новая металлическая качалка получила название «CUSTOM GREYHOUND» и была спроектирована совместно с американскими инженерами . Базовая модель является симметричной , но может изготавливаться также и со смещённым центром . Ориентировочная стоимость 3500 $ CША.
CUSTOM Greyhound
В европейских странах существует около десятка производителей качалок , но практически все они ведут консервативную модельную политику , изготавливая классические модели качалок , отличающиеся друг от друга лишь мелкими элементами конструкции и дизайна. Эти качалки имеют стандартные спицевые колеса , изготовленные из стали или алюминия. Спицы из стали хромируются, оцинковываются или никелируются. Рестайлинг таких качалок производится крайне редко.
Существуют фирмы , которые на протяжении многих лет изготавливают только одну модель качалки , например JoyRide Sulky и ASTEC Sulky .
JOY RIDE Sulky :
JoyRide Combo
JoyRide Combo
JoyRide Combo
JoyRide Combo
JoyRide Combo
ASTEC Sulky :
Astec Carbon Sulky
Astec Carbon Sulky
Astec Carbon Sulky
Исключением пожалуй является финская компания Сustom Sulky , которая несколько лет назад выпустила совершенно новую , первоклассную модель CUSTOM F.C.S., изготовленную полностью из углеродистого волокна , чрезвычайно лёгкую и устойчивую , которая может быть приспособлена практически для любой лошади. Выпуск новой модели не остановил производство предыдущих моделей качалок , и желающие всегда могут приобрести полюбившиеся им модели .
CUSTOM Sulky :
CUSTOM Flexure
CUSTOM Viking
CUSTOM Speedster
CUSTOM Multiflex
CUSTOM 2000
CUSTOM 2000
CUSTOM 2000
CUSTOM F.C.S.
CUSTOM F.C.S.
CUSTOM F.C.S.
К сожалению цена новой качалки CUSTOM F.C.S. также не позволяет ей найти широкое применение на ипподромах СНГ , ее стоимость достигает 9.000 евро .
Однако единичные экземпляры уже появились на ипподромах Москвы и Казани . Но в странах Европы качалка модели Сustom F.C.S. за короткое время стала топовой моделью. И её можно увидеть практически во всех заездах, независимо от стоимости приза .
Продукция компании Сustom Sulky по праву считается самой качественной и дорогостоящей в Европе .
В конце XX века , в Европе широкое распространение получили универсальные призовые качалки , с возможностью дополнительной регулировки по высоте и длине , радикально изменилась система запряжки . Вместо ремневой запряжки в моду стремительно входит быстрая запряжка , получившая название QH (Quick Hitch ) . Удобство и экономия времени запряжки очевидно, но к сожалению, жёсткая система соединения качалки и сбруи имеет свои недостатки . Она вынуждает сбрую немного выгибаться вперёд и назад во время движения, таким образом как бы борясь против естественного движения лошади. Вместе со сбруей вперёд и назад поочерёдно движется и качалка. При тихой езде этот эффект практически не заметен. Однако при резвом беге , если лошадь имеет сильный вынос и размашистые движения , этот эффект чувствуется очень сильно и доставляет некоторый дискомфорт наезднику и лошади .
Вскоре американские специалисты обнаружили , что путём несложного усовершенствования этот недостаток может быть легко устранён и в 2002 году , опять же в США , компанией «Protecto» был запатентован новый замок QH .
«Swivel Quick Hitch Coupler»
Новый замок получил название «Swivel Quick Hitch Coupler» . Его отличительной особенностью стала шарнирная система , встроенная в конструкцию замка и позволяющая лошади бежать естественнее и свободнее.
Кроме этого устранена проблема изгиба седёлки и вибрации качалки . Специалисты компании Protecto убеждены - лошадь, которая более свободна, должна бежать быстрее.
Следует так же сказать , что на сегодняшний день также разработано несколько типов креплений , которые находятся на оглоблях качалок , позволяющих быстро регулировать длину запряжки .
Крепления делятся по типу и по функциональности – в зависимости от модели качалки крепление может иметь от двух до семи положений регулировки длинны запряжки .
USTA ( Рысистая Ассоциация Соединённых Штатов Америки ) является флагманом соблюдения техники безопасности при проведении заездов . Она обеспечивает комплекс мероприятий , направленных на сохранение здоровья наездников и лошадей , следит за тем , чтобы качалки были безопасны для всех участников бега и требует от производителей неукоснительного исполнения Правил USTA. На сегодняшний день не все существующие марки качалок были одобрены для использования на ипподромах США и Канады . Ассоциация имеет самостоятельное право ( без решения Суда ) временно запретить использование модели качалки , которая имела хотя бы одну поломку во время заезда , до тех пор , пока не будет исследована причина поломки . Если поломанная качалка имела конструктивные недостатки , производитель обязан отозвать все ранее проданные качалки и бесплатно произвести устранение дефекта . После этого качалка обязательно проходит повторное испытание.
Затем качалка должна получить повторное разрешение USTA на использование. При этом USTA не гарантирует , что одобренные к эксплуатации качалки не будут ломаться в дальнейшем . Объясняя это тем , что популярные модели качалок участвуют в заездах около 3000 раз в год и их амортизационный износ неизбежен .
Марки качалок , изготовленных по Правилам и Инструкциям USTA, и успешно прошедших
испытания USTA -123 ( статический груз и динамическое тестирование ) в 2007 году приведены в списке ниже :
American Sulky ; BlackJack Sulky ;Pennsbury Sulky ; Brodeur Sulky ; Custom Sulky ( The European brand ) ; Enterprise Sulky ; Evolution Racing Sulky ; FabWeld Sulky ; Gambler Sulky ; Graphite Racing Sulky ; Hobby Cart Sulky ; Jerald Sulky ; Joy Ride Sulky ( The European brand ) ; Inch’s ; Tooling Sulky ; Intruder Sulky ; Oval Technologies Sulky ; Precision Sulky ; Quick Hitch II Sulky ;
Regal Sulky ; Saraydar Sulky ; Tel Star Sulky ; Astec Sulky ( The European brand ).
BRODEUR Sulky :
BRODEUR Deflector
BRODEUR Golden Lite
BRODEUR Super Lite Alluminium
BRODEUR Super Lite Alluminium
BRODEUR Reactor 6.3
BRODEUR Reactor 6.3
BRODEUR Reactor 6.3
BRODEUR Reactor 6.3
BRODEUR T-REX Alluminium 6.3 2008
BRODEUR T-REX Alluminium 6.3 2008
TEL-STAR Sulky :
TEL-STAR Terminator
TEL-STAR Terminator
TEL-STAR Terminator
TEL-STAR Steel
TEL-STAR Predator 6.3
JERALD Sulky :
JERALD Leader
JERALD XJS
JERALD XJS Cyclone
JERALD XJS
JERALD Razor Sulky Steel 6.3
JERALD RaZor Sulky Steel 6.3
Еще несколько производителей работают на рынке Европы, основные из них :
Chevi Sulky ; Royal Sulky ; Master Sulky ; Challenger Sulky ; Start Sulky ; Desperado Sulky и др.
ROYAL Sulky :
ROYAL Hawk
ROYAL Future
ROYAL King S
ROYAL King S
ROYAL Steel
ROYAL Super Light
ROYAL Super Light
DESPERADO Sulky :
DESPERADO Sulky
DESPERADO Sulky
DESPERADO Sulky
CHALLENGER Sulky :
CHALLENGER Formula
CHALLENGER Formula Black
CHALLENGER Tornado
CHALLENGER Mosquito
CHALLENGER Mosquito
CHEVI Sulky :
CHEVI Reflex Steel
CHEVI Trio Steel
CHEVI Trio Wood
CHEVI Spider Steel
CHEVI Speedcaster
CHEVI Trio Steel
Конечно на сегодняшний день большинство современных моделей качалок в большей степени доступно для наездников в тех странах , в которых они производятся, а также в странах с хорошо развитым рысистым спортом .
Но теперь, когда очевидно , что научно-технический прогресс стал одним из важнейших факторов развития рысистого спорта в мире , наши коневладельцы также начали покупать современные качалки для своих лошадей . Конечно этот процесс в нашей стране идет медленно .
Старые конники по старинке скептически относятся ко всему новому, к тому же довольно дорогостоящему .
Но ведь и знаменитая деревянная «американка» , в нашей стране также завоевывала сердца наездников с трудом .
А в итоге практически все «крэки» в СССР , выступали в призах именно в «американках» .
В любом случае выбор призовой качалки всегда остаётся за вами .
Тогда и теперь
Сулка, сулки (sulky англ.) — старое название экипажа для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки , были изобретены и запатентованы в Соединенных Штатах Америки . И их эволюция проходила непосредственно при участии американских инженеров и наездников .
Как известно , первые экипажи , которые использовались для участия в бегах появились в середине 1800-х годов . Тогда у них были деревянные колёса с металлическими шинами, достаточно крепкими, чтобы использоваться по любому виду дорог . Первые заезды проходили прямо на улицах городов .
Прототипом лёгкого экипажа для одного человека были извозчичьи дрожки.
Экипаж также как и дрожки имел конструкцию , состоящую из четырех колёс , соединенных с основанием посредством двухосной системы на рессорах. Рессоры располагались как продольно , так и поперечно . В зависимости от предпочтений производителя . Основанием служил продольный , неглубокий деревянный короб . В ходовую часть входили четыре деревянных колеса , установленные попарно на передней и задней осях. Место для наездника представляло собой мягкое сиденье , находящееся в передней части короба . Наездник упирался ногами в деревянный упор , закреплённый впереди . Владельцы лошадей и наездники часто жаловались на конструктивные недостатки , доставляющие неудобство при их использовании в заездах .
С 1850-х до 1870-х годов , американский инженер Чарльз Кефрииз Кембриджа, начал вносить изменения , которые помогли значительно уменьшить вес экипажей . Первыми изменениями , сделанными к сулкам, используемым в заездах было удаление рессор, которые уменьшили вибрацию и понизили место наездника . Прямая ось между передними колесами оставалась ещё много лет и была помехой для лошадей , имеющих сильный отхлёст . Кроме этого использование четырехколёсных экипажей препятствовало выявлению высокой резвости . Много лет единственным конкурентом сулкам Caffrey's были сулки производства "Truss-Axle Sulky" . Конкурируя , эти производители постоянно работали над улучшением конструкции сулок . Разрабатывая новые модели сулок , производители не раз увеличивали высоту колес и на некоторых моделях колёса достигали высоты 1,5 - 2,0 метра .
В 1880-х годах Чарльз Кефри изготовил первые деревянные сулки облегчённого типа без вибрации, которые будут способствовать стабильному бегу лошади и увеличивать резвость.
Конкуренты Чарльза Кефри также не сидели сложа руки – они экспериментировали , и в некоторых двухколесных сулках межколесная арка ( получившая у нас название „телефон” ) была настолько высока, что место наездника было почти на линии спины лошади, что часто приводило к несчастным случаям. В этих сулках по-прежнему использовались деревянные колеса, состоящие из деревянного обода , ступицы и спиц. По наружному диаметру они были окованы металлической полосой, покрытой резиновой шиной. В 1890-м году Чарльз Кефри начал выпуск лёгких деревянных сулок с колёсами велосипедного типа. Этому немало поспособствовало изобретение металлического колеса со спицами , которое стало следующим важным шагом в эволюции сулок. Удачная конструкция колеса была предложена и запатентована изобретателем Эдуардом Каупером еще в 1868 году , но колеса для сулок были разработаны несколько позже . Над изобретением шины для нового металлического колеса трудилось довольно много людей. Как это нередко случается, в одно и то же время в нескольких местах инженеры пытались придумать наилучший вариант. Но пальма первенства досталась человеку, который вообще не планировал заниматься созданием шин. Этот человек - шотландский ветеринар Джон Данлоп, имя которого увековечено в названии знаменитой фирмы Dunlop. Существует несколько легенд, объясняющих, что заставило ветеринара взяться за решение проблемы более мягкого движения колесных экипажей, но как бы там ни было, Джон Данлоп поспешил запатентовать свое детище и 3 июля 1888 года он получил свой патент. С резиновыми шинами Данлоп езда в сулках стала более мягкой. Ездить наездникам стало намного удобнее. На ипподромах ещё продолжали использоваться четырёхколесные сулки , так как двухколёсные все же были достоянием обеспеченных коневладельцев . Некоторые производители пытались укомплектовать четырехколёсные сулки новыми колесами . Но положительный эффект от использования двухколёсных сулок с надувными шинами был очевидным и постепенно они вытеснили своих четырёхколёсных собратьев .
В начале 1900-х годов самой распространенной двухколёсной моделью сулок стала « американка » , модификации которой сохраняли свою популярность около ста лет. Двухколёсные сулки были универсальными и предназначались как для рысаков, так и для иноходцев .
В нашей стране название « сулки » не прижилось и большее распространение получило название
« качалка » .
Первой лошадью , запряженной в новую качалку Caffrey's с современными колесами , был иноходец по кличке Alfred D, который победил на ипподроме Worchester в штате Массачусетс , с резвостью 2.29,4 на одну милю в 1892 году .
В 1900-х - 1920-х годах стандартом были определены колёса велосипедного типа с шинами 28-дюймового размера . Этот размер используется и сейчас .
Но как и прежде, продолжалось экспериментирование с высотой межколёсной арки. Широкое распространение получила легкая деревянная качалка « американка » , в СССР получившая название « Лира » , т.к. по форме напоминала музыкальный инструмент - лиру .
С того времени качалки неоднократно подвергались изменениям, и производители постоянно искали способы улучшить сопротивление ветра, вращение колёс и правильное распределение веса. Внешний вид качалки стал элегантным , а формы утонченными и откровенно спортивными . Наряду с этим появились всепогодные модели качалок с защитным фартуком , который крепился на деревянной перемычке ( вальке ) , соединяющей оглобли в месте крепления проножек .
В 1960-х – 1970-х годах главные составляющие качалки ( кроме колёс и соединительной фурнитуры ) изготавливались только из дерева , но уже в конце 1970-х годов , компании , производящие качалки начали сталкиваться с постоянной нехваткой качественной сортовой древесины, которая просто изводила производителей.
В этой связи началось исследование многих альтернативных материалов и в итоге качалки начали изготавливаться из стали, титана, алюминия , стекловолокна, дерева или их комбинации , что также увеличило их надёжность и безопасность .
Колёса качалок также начали изготавливать из новых современных материалов . Для изготовления колёс начали использовать алюминиевые сплавы, пластик и углеродное волокно. Обода и втулки из алюминия, в сравнении со стальными, оказались намного прочнее, легче, менее подвержены коррозии , что значительно увеличило срок службы колеса. Медные ниппеля спиц обеспечили хорошие монтажные характеристики при использовании со стальными спицами, а механизм втулки стал одним из самых простых в эксплуатации.
В СССР начали производить качалку «лиру», в которой межколёсная арка ( «телефон» ) и направляющие вилки были металлическими , а оглобли деревянными .
Именно эта модификация «американки » получила наибольшую популярность у наездников в нашей стране.
Традиционнно качалки изготавливались симметричными , но уже в 1980 году , в Австралии , компанией Reg Walsh была запатентована первая ассиметричная качалка , изготовленная полностью из нержавеющей стали . Однако Правила испытаний не позволяли использовать эту качалку в заездах , и впервые разрешение на её использование было получено только в начале 1987 года .
А мировую известность эта качалка получила , когда двухлетний иноходец-мерин Rowleyalla , запряженный в неё, стал первым 2-х леткой, преодолевшим двухминутный барьер .
Произошло это 22 мая 1987 года на ипподроме Harold Park в Сиднее . Выступал на нём наездник K. Rivett. Тогда Rowleyalla , запряжённый в ассиметричную качалку улучшил свой рекорд на 4.7 сек . Показав невероятную резвость 1.55.0 он стал первой и единственной лошадью в истории, побившей все мировые рекорды для лошадей 2-х летнего возраста . Оригинальная качалка , в которой Rowleyalla достиг этого уникального результата была впоследствии подарена историческому обществу Harness Racing Club . Однако через 6 месяцев использование ассиметричных качалок в Австралии было запрещено , т.к. при ее использовании ущемлялись права наездников , выступающих в обычных качалках и дальнейшая разработка ассиметричной модели качалки была « заморожена » до 1990 года .
В 1990 году австралийцы предложили использование ассиметричных качалок американцам и в скором времени ассиметричные качалки из нержавеющей стали дебютировали в США , на ипподроме Freehold Raceway в Нью-Джерси . После того , как в них было выиграно семь заездов из девяти , американцы сразу же приобрели лицензию на право производства ассиметричных качалок на территории США . Однако в следующем десятилетии эта качалка была неоднократно перепроектирована американцами , потеряла свой прежний вид и они прекратили закупать комплектующие в Австралии , начав самостоятельный выпуск этих качалок .
Отличительными чертами новых качалок были удлинённые оглобли , отодвинутые далеко назад сиденья с высокой спинкой и отсутствие традиционных проножек . Их место заняли миниатюрные упоры .
PENNSBURY Sulky :
PENNSBURY Joker 6.3
ENNSBURY Light Aluminium 6.3
Весной 2003 года , тренер-наездник Том Хармер , работающий в Чикаго и занимающийся усовершенствованием качалок в Америке уже более 40 лет , разрабатывая новую модель качалки фирмы PENNSBURY, изготовил качалку «AdvantEdge 6.3», которая произвела фурор в мире рысистых бегов .
При проектировании качалки была использована система «Dynamic Tracking» . Эта система была признана прогрессивной , т.к. способствует лучшему прохождению поворотов и уменьшению центробежной силы , направленной к внешней бровке дорожки .
Название PENNSBURY «AdvantEdge 6.3» выбрано не случайно .
6.3 – это расстояние в дюймах до внутренней бровки , которое экономится при прохождении лошадью поворотов . Стоимость премиум-комплектации Pennsbury «AdvantEdge 6.3» тогда составила 4.995 $ США .
PENNSBURRY AdvantEdge Pro 6.8
В 2005 году было начато тестирование новой качалки «AdvantEdge 6.8».
Такой экипаж приближает лошадь на 18 сантиметров к внутренней бровке беговой дорожки , таким образом уменьшая расстояние , которое лошадь должна преодолеть . На восьмистаметровой или километровой дорожке , где лошади от старта до финиша проходят не менее трёх-четырёх поворотов , такая система поглощения расстояния оказалась особенно эффективна .
Компания Aerospoke Corporation , специализирующаяся на изготовлении велосипедных колёс премиум-класса , разработала для AdvantEdge новую модель колес Advanced Construction Technology, после чего Том Хармер заказал серию научных исследований . Результат превзошёл все ожидания . Новые аэродинамические колеса , изготовленные в форме пятиконечной звезды , в работе превзошли все имеющиеся аналоги в мире . Используемые космические технологии обеспечивают чрезвычайное сопротивление любой деформации , коррозии и длительный срок службы .
Именно эти параметры и объясняют довольно дорогую стоимость этих колес – 1500 $ США за пару .
В дальнейшем были внесены еще более новые изменения в конструкцию качалки AdvantEdge .
Спецификацией нового проекта «Dynamic Tracking» стало уменьшение расстояния между оглоблями , левая оглобля была смещена и заняла свое место над вилкой левого колеса . Сиденье наездника , с высокой эргономичной спинкой , также сместилось влево и качалка получилась ещё более ассиметричной .
В 2006 году качалка получила новый аэродинамический дизайн и название PENNSBURRY« Evolution Racing AdvantEdge Pro 2» .
Эти новшества , совместно с усовершенствованными покрытиями беговых дорожек привели к тому, что в первые же годы её использования резвость лошадей , запряжённых в такие качалки была улучшена и были установлены новые мировые рекорды .
Она в равной степени подходит для рысаков и иноходцев.
На сегодняшний день эта система запатентована всеми производителями качалок в США и Канаде .
Стоимость базовой комплектации Standard качалки PENNSBURY «Evolution Racing AdvantEdge Pro 2» составляет 6.000 $ США , комплектация Deluxe обойдется уже в 7.500 $ США .
PENNSBURRY AdvantEdge Pro2
PENNSBURRY AdvantEdge Pro2
PENNSBURRY AdvantEdge Pro2
PENNSBURRY AdvantEdge Pro
В 2006-2007 году качалки серии «AdvantEdge » получили максимальное распространение среди наездников . В этих качалках выступали практически все участники крупнейших североамериканских призов Breeders Crown и Trotting Triple Crown. На сегодняшний день в США и Канаде продано более 1500 единиц качалок моделей «AdvantEdge», что принесло её производителям хорошую прибыль .
Но и эти качалки имеют свои недостатки . Ассиметричные качалки – это качалки для стран , в которых бега проводятся сугубо « в настоящую сторону », т.е. против часовой стрелки .
В европейских странах , где бега проводят также и «в обратную сторону », т.е. по часовой стрелке , использование такой качалки будет невозможным , т.к. в поворотах левое колесо будет в зоне досягаемости задней левой ноги .
С 2008 года , ведущий производитель в Европе , компания Custom Sulky, которая производит качалки уже более 30 лет , также пополнила свой модельный ряд качалками американского типа – новая металлическая качалка получила название «CUSTOM GREYHOUND» и была спроектирована совместно с американскими инженерами . Базовая модель является симметричной , но может изготавливаться также и со смещённым центром . Ориентировочная стоимость 3500 $ CША.
В европейских странах существует около десятка производителей качалок , но практически все они ведут консервативную модельную политику , изготавливая классические модели качалок , отличающиеся друг от друга лишь мелкими элементами конструкции и дизайна. Эти качалки имеют стандартные спицевые колеса , изготовленные из стали или алюминия. Спицы из стали хромируются, оцинковываются или никелируются. Рестайлинг таких качалок производится крайне редко.
Существуют фирмы , которые на протяжении многих лет изготавливают только одну модель качалки , например JoyRide Sulky и ASTEC Sulky .
JOY RIDE Sulky :
JoyRide Combo
JoyRide Combo
JoyRide Combo
ASTEC Sulky :
Исключением пожалуй является финская компания Сustom Sulky , которая несколько лет назад выпустила совершенно новую , первоклассную модель CUSTOM F.C.S., изготовленную полностью из углеродистого волокна , чрезвычайно лёгкую и устойчивую , которая может быть приспособлена практически для любой лошади. Выпуск новой модели не остановил производство предыдущих моделей качалок , и желающие всегда могут приобрести полюбившиеся им модели .
CUSTOM Sulky :
CUSTOM Flexure
CUSTOM Viking
CUSTOM Speedster
CUSTOM Multiflex
CUSTOM 2000
CUSTOM F.C.S.
CUSTOM F.C.S.
CUSTOM F.C.S.
К сожалению цена новой качалки CUSTOM F.C.S. также не позволяет ей найти широкое применение на ипподромах СНГ , ее стоимость достигает 9.000 евро .
Однако единичные экземпляры уже появились на ипподромах Москвы и Казани . Но в странах Европы качалка модели Сustom F.C.S. за короткое время стала топовой моделью. И её можно увидеть практически во всех заездах, независимо от стоимости приза .
Продукция компании Сustom Sulky по праву считается самой качественной и дорогостоящей в Европе .
В конце XX века , в Европе широкое распространение получили универсальные призовые качалки , с возможностью дополнительной регулировки по высоте и длине , радикально изменилась система запряжки . Вместо ремневой запряжки в моду стремительно входит быстрая запряжка , получившая название QH (Quick Hitch ) . Удобство и экономия времени запряжки очевидно, но к сожалению, жёсткая система соединения качалки и сбруи имеет свои недостатки . Она вынуждает сбрую немного выгибаться вперёд и назад во время движения, таким образом как бы борясь против естественного движения лошади. Вместе со сбруей вперёд и назад поочерёдно движется и качалка. При тихой езде этот эффект практически не заметен. Однако при резвом беге , если лошадь имеет сильный вынос и размашистые движения , этот эффект чувствуется очень сильно и доставляет некоторый дискомфорт наезднику и лошади .
Вскоре американские специалисты обнаружили , что путём несложного усовершенствования этот недостаток может быть легко устранён и в 2002 году , опять же в США , компанией «Protecto» был запатентован новый замок QH .
«Swivel Quick Hitch Coupler»
Новый замок получил название «Swivel Quick Hitch Coupler» . Его отличительной особенностью стала шарнирная система , встроенная в конструкцию замка и позволяющая лошади бежать естественнее и свободнее.
Кроме этого устранена проблема изгиба седёлки и вибрации качалки . Специалисты компании Protecto убеждены - лошадь, которая более свободна, должна бежать быстрее.
Следует так же сказать , что на сегодняшний день также разработано несколько типов креплений , которые находятся на оглоблях качалок , позволяющих быстро регулировать длину запряжки .
Крепления делятся по типу и по функциональности – в зависимости от модели качалки крепление может иметь от двух до семи положений регулировки длинны запряжки .
USTA ( Рысистая Ассоциация Соединённых Штатов Америки ) является флагманом соблюдения техники безопасности при проведении заездов . Она обеспечивает комплекс мероприятий , направленных на сохранение здоровья наездников и лошадей , следит за тем , чтобы качалки были безопасны для всех участников бега и требует от производителей неукоснительного исполнения Правил USTA. На сегодняшний день не все существующие марки качалок были одобрены для использования на ипподромах США и Канады . Ассоциация имеет самостоятельное право ( без решения Суда ) временно запретить использование модели качалки , которая имела хотя бы одну поломку во время заезда , до тех пор , пока не будет исследована причина поломки . Если поломанная качалка имела конструктивные недостатки , производитель обязан отозвать все ранее проданные качалки и бесплатно произвести устранение дефекта . После этого качалка обязательно проходит повторное испытание.
Затем качалка должна получить повторное разрешение USTA на использование. При этом USTA не гарантирует , что одобренные к эксплуатации качалки не будут ломаться в дальнейшем . Объясняя это тем , что популярные модели качалок участвуют в заездах около 3000 раз в год и их амортизационный износ неизбежен .
Марки качалок , изготовленных по Правилам и Инструкциям USTA, и успешно прошедших
испытания USTA -123 ( статический груз и динамическое тестирование ) в 2007 году приведены в списке ниже :
American Sulky ; BlackJack Sulky ;Pennsbury Sulky ; Brodeur Sulky ; Custom Sulky ( The European brand ) ; Enterprise Sulky ; Evolution Racing Sulky ; FabWeld Sulky ; Gambler Sulky ; Graphite Racing Sulky ; Hobby Cart Sulky ; Jerald Sulky ; Joy Ride Sulky ( The European brand ) ; Inch’s ; Tooling Sulky ; Intruder Sulky ; Oval Technologies Sulky ; Precision Sulky ; Quick Hitch II Sulky ;
Regal Sulky ; Saraydar Sulky ; Tel Star Sulky ; Astec Sulky ( The European brand ).
BRODEUR Sulky :
BRODEUR Deflector
BRODEUR Reactor 6.3
BRODEUR Reactor 6.3
BRODEUR T-REX Alluminium 6.3 2008
TEL-STAR Sulky :
TEL-STAR Terminator
TEL-STAR Steel
TEL-STAR Predator 6.3
JERALD Sulky :
JERALD XJS
JERALD XJS
JERALD Razor Sulky Steel 6.3
JERALD RaZor Sulky Steel 6.3
Еще несколько производителей работают на рынке Европы, основные из них :
Chevi Sulky ; Royal Sulky ; Master Sulky ; Challenger Sulky ; Start Sulky ; Desperado Sulky и др.
ROYAL Sulky :
ROYAL Future
ROYAL King S
ROYAL Steel
ROYAL Super Light
DESPERADO Sulky :
CHALLENGER Sulky :
CHALLENGER Formula
CHALLENGER Formula Black
CHALLENGER Tornado
CHEVI Sulky :
CHEVI Reflex Steel
CHEVI Trio Steel
CHEVI Spider Steel
CHEVI Speedcaster
Конечно на сегодняшний день большинство современных моделей качалок в большей степени доступно для наездников в тех странах , в которых они производятся, а также в странах с хорошо развитым рысистым спортом .
Но теперь, когда очевидно , что научно-технический прогресс стал одним из важнейших факторов развития рысистого спорта в мире , наши коневладельцы также начали покупать современные качалки для своих лошадей . Конечно этот процесс в нашей стране идет медленно .
Старые конники по старинке скептически относятся ко всему новому, к тому же довольно дорогостоящему .
Но ведь и знаменитая деревянная «американка» , в нашей стране также завоевывала сердца наездников с трудом .
А в итоге практически все «крэки» в СССР , выступали в призах именно в «американках» .
В любом случае выбор призовой качалки всегда остаётся за вами .