Imperatrica
Member
Краткая историяХреновского конного завода
Алексей Григорьевич Орлов - родился 24.09 (05.10) 1737, село Люблино Бежицкого уезда Тверской губернии (ныне Калининская область), умер 24.12.1807 (05.01) 1808, Москва. Русский военный и государственный деятель, генерал-аншеф (1769), граф (1762). Сын дворянина Г. И. Орлова, ставшего к концу жизни новгородским губернатором. Орлов службу начал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка, в начале 1762 года сержант. Сыграл значительную роль в перевороте 1762 года, возведшем на престол Екатерину II (заставил императора Петра III подписать акт об отречении от престола); получил чин генерал-майора (1762). Не занимая крупных должностей, оказывал большое влияние на государственные дела. В 1768-1769 годах разработал план экспедиции против Турции в Средиземном море, где с 1769 года командовал эскадрой русского флота; за победы у Наварина и в Чесменском бою 1770 года получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского. С 1775 года в отставке. В имениях Орлова была выведена порода лошадей - орловский рысак.
Породы упряжных лошадей, обладающих рысистым аллюром, формировались в Европе и Америке в конце XVIII – начале XIX века. В это время феодальный строй окончательно сдавал свои позиции капиталистическому и развивающаяся промышленность и торговля требовали быстрых и надежных средств сообщения. В России такая порода была выведена в конном заводе, принадлежащем графу А.Г. Орлову-Чесменскому, одному из крупнейших государственных деятелей XVIII века. Работу по созданию новой породы А.Г. Орлов начал в своем подмосковном селе Острове, расположенном в излучине реки Москвы и окруженном заливными лугами. Сюда приводили приобретенных в разных странах лошадей. Среди них были арабские, азиатские (в том числе персидские, туркменские, турецкие, (испанские и датские, английские – верховые и упряжные, неаполитанские, мекленбургские, голландские, а также местные кобылы с Дона, Кавказа, Украины, Польши, кобылы неизвестного происхождения из дворцовых конюшен и купленных у частных лиц.
Из всего этого пестрого поголовья отбирали особей для сложного многопородного скрещивания. На начальном этапе скрещивания было использовано 63 жеребца и 143 кобылы. В их числе был уникальный по своей племенной ценности серебристо-белый арабский жеребец Сметанка, выведенный из Аравии. Вскоре завод пришлось перевести из Острова: климат Подмосковья оказался губительным для Сметанки и некоторых других арабских лошадей, а территория завода становилась мала для размещения все увеличивающегося поголовья. Поэтому, когда в 1776 году Екатерина II пожаловала А.Г. Орлову 120 тыс. десятин земли в Воронежской губернии, он решил основать там конный завод.
Место для нового завода выбрали на южной окраине Хреновского бора, в 20 верстах от уездного города Боброва. Под завод были отведены поместья Хреновое, Чесменка и Пады с хуторами, всего 4 тыс. крестьянских дворов. Перевод лошадей в Хреновое длился почти два года. В сентябре 1778 г. в конном заводе было уже около 6 тыс. лошадей. Всем этим огромным хозяйством ведал управляющий, который получал подробные наставления из Москвы от владельца. С 1778 г. вся работа по созданию породы сосредоточилась в Хреновском конном заводе, ставшем образно говоря, колыбелью не только орловского рысака, но всего рысистого коннозаводства.
Сметанка
Граф Орлов на Барсе 1
Лебедь, г.р. 1829
Лебедь IV, г.р. 1831
Первый этап скрещиваний был проведен еще в Острове, где к арабским жеребцам подбирали неаполитанских и датских кобыл, наиболее популярных в то время среди знати пород «каретных лошадей», а также английских кобыл. Среди полученных помесей, большей частью неудачных, исключение составляли дети Сметанки. Этого жеребца А.Г. Орлов купил по необычайно высокой цене (60 тыс. рублей серебром). По сохранившимся описаниям и портретам, Сметанка обладал безукоризненным экстерьером. Он был достаточно рослый, породный, имел длинное туловище (у жеребца была редкая особенность - 19 пар ребер, обычно у лошадей 18 пар), чем походил на упряжную лошадь, и правильные красивые движения на рыси. Сметанка провел в Острове только год и пал в 1777 г., оставив всего 5 жеребят.
Полкан 1-й, лучший из сыновей Сметанки, стал производителем Хреновского завода. Он дал около 100 голов приплода, из них племенное назначение получили 7 сыновей и 21 дочь. Крупный рост, грубоватость и одновременно красоту форм Полкан 1 унаследовал от своей матери, датской кобылы Фредериксборгского завода, в котором разводили лошадей так называемой испанской расы, значительно улучшенной восточными породами. Полкан 1, как и другие арабо-датские помеси, не отличался резвостью и свободными движениями. Из других сыновей Сметанки значительную роль в создании породы сыграл Фелькерзам I-й, давший отличных дочерей.
В 80 годах XVIII века в Хреновском применяли скрещивание восточных жеребцов с мекленбургскими кобылами. Мекленбургская лошадь представляла собой местную лошадь северогерманского побережья, улучшенную восточными породами. Она была достаточно крупной, сухой, с лебединой шеей и крупными, но свободными движениями. Кобылы, полученные от скрещивания мекленбургских маток с восточными жеребцами, сыграли в дальнейшем большую роль в создании орловского рысака. Не получив после десяти лет работы помесей, обладавших резвой рысью, Орлов решил ввести в скрещивание фермерскую голландскую лошадь. В 1783 г. были завезены из Голландии вороной жеребец и семь кобыл. При их покупке Орлов, очевидно, отбирал экземпляры, обладавшие хорошей рысью. В 1784 г. в Хреновском заводе был получен первый приплод от голландских кобыл. Он оказался весьма удачным. К этому времени определилась схема скрещивания: сочетание восточного или полукровного жеребца с упряжной или восточно-упряжной кобылой.
Наиболее удачным жеребцом, полученным по такой схеме, был серый Барс-1 , 1784 г. Он отличался большим ростом, гармоничным сложением, легкими нарядными движениями, могучей силой и резвой рысью. Получив лошадь, близкую к задуманному образу, Орлов был очень доволен. Долгое время он ездил на Барсе в Москве и не спешил отправлять его в завод. Барс стал производителем в возрасте 7 лет и был им в течение 17 лет. В дальнейшей работе по созданию породы Барса и еще двух сыновей голландских кобыл Мраморного и Цветного использовали очень широко. Их предпочитали имевшимся в заводе в большом количестве восточным и восточно-упряжным жеребцам. Дети и внуки Барса по своим качествам значительно превосходили потомство Барса 1-го преобладали в производящем составе Хреновского конного завода, а через несколько поколений практически нельзя было найти ни одной рысистой лошади, которая не восходила бы к нему и в педигри которой имя его не встречалось бы несколько раз.
С получением Барса 1-го наиболее ярко проявлялись в потомстве, полученном от сочетания с арабо-мекленбургскими кобылами. От такого сочетания получили всего двух жеребцов, но именно они оказались лучшими из сыновей Барса. Это вороной Любезный1-ый, 1794 г. (от Шгндой) и серый Лебедь 1-й, 1804 г. (от Невинной). По прямой мужской линии к ним восходят все современные орловские рысаки. Завершающий этап создания породы целиком связан с деятельностью В.И. Шишкина, который с 1811 по 1831 г. управлял Хреновским конным заводом. В.И. Шишкин (1780-1845) был крепостным А.Г. Орлова, родился в селе Острове и с детских лет находился при конюшнях.
Наблюдая приемы тренировки лошадей у А.Г. Орлова, который сам ездил на лучших своих рысаках, Шишкин хорошо усвоил это до тех пор не существовавшее искусство, в впоследствии передал его своим сыновьям. Человек очень способный, Шишкин был отмечен Орловым, который доверил ему довольно ответственные должности – главного конторщика и казначея всех своих несметных богатств. Долгие беседы с Орловым о коннозаводстве послужили хорошей школой для Шишкина, который не только твердо усвоил, но и в дальнейшем творчески развил методы Орлова. Одним из первых в мировой зоотехнической науке и практике В.И. Шишкин открыл многие методы, которые до наших дней остаются на вооружении у животноводов.
На долю Шишкина достался наиболее сложный этап работы с породой – закрепление комплекса признаков, полученных при скрещивании большого количества пород, отбраковка худших, отбор лучших животных и выбор направления их использования.Работая с сыновьями и внуками Барса 1-го, В.И. Шишкин закладывает и успешно ведет в Хреновом мужские линии Любезного 1-го, Лебедя 1-го, Кролика 1-го, а затем, определив высокую ценность потомства Лебедя 1-го, закладывает линии его сыновей и внуков – Ловского 1-го, Лебедя 2-го, впоследствии Полкана 3-го, Чистяка 3-го, Лебедя 4-го, Горностая 4-го и др. Умелое закрепление в потомстве ценных качеств таких лошадей, как Полкан 3-й и Лебедь 4-й, клички которых стали стержнем породы в XIX веке и к которым восходят большинство современных орловских рысаков, создало Шишкину непререкаемый авторитет в среде коннозаводчиков.
При работе с линиями он умело пользовался родственным разведением, которого опасались коннозаводчики XVIII-XIX веков и которое впервые при создании породы было смело применено А.Г. Орловым. Шишкин вел тщательный учет качества потомства каждого жеребца и кобылы. Этот учет, сам по себе новаторский, позволял ему проводить отбор по качеству потомства. Под наблюдением Шишкина возводили коннозаводческий комплекс в Хреновом. Архитектурный ансамбль, выполненный в стиле русского классицизма начала XIX века, заложили еще при жизни графа Орлова, а закончили в 20-х годах XIX века. Орлов приказал все заводские здания строить из камня «на веки веков».
Методы работы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина и их помощников – крепостных наездников, смотрителей табунов, конюхов – были для того времени оригинальны и прогрессивны. Во многом Орлов и Шишкин были первооткрывателями, хотя некоторые методы их работы имели много общего с методами выдающихся скотозаводчиков XVIII века. В процессе создания орловской рысистой роды были выработаны и основные приемы выращивания лошади, методы подготовки и испытания рысаков, основана школа русских наездников. Разработанные в Хреновском конном заводе методы содержания лошадей способствовали выращиванию лошади крупной, гармонично развитой, очень выносливой и приспособленной к суровым климатическим условиям России.
Государственным Хреновским конным заводом управляли люди, как правило, с генеральским званием. Обслуживали завод солдаты, которые служили по 25 лет. Многие из них оставались в заводе, получив 25 рублей наградных и земельный участок рядом с заводом. Так появился поселок и теперь еще известный под именем Солдатская слобода.
Алексей Григорьевич Орлов - родился 24.09 (05.10) 1737, село Люблино Бежицкого уезда Тверской губернии (ныне Калининская область), умер 24.12.1807 (05.01) 1808, Москва. Русский военный и государственный деятель, генерал-аншеф (1769), граф (1762). Сын дворянина Г. И. Орлова, ставшего к концу жизни новгородским губернатором. Орлов службу начал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка, в начале 1762 года сержант. Сыграл значительную роль в перевороте 1762 года, возведшем на престол Екатерину II (заставил императора Петра III подписать акт об отречении от престола); получил чин генерал-майора (1762). Не занимая крупных должностей, оказывал большое влияние на государственные дела. В 1768-1769 годах разработал план экспедиции против Турции в Средиземном море, где с 1769 года командовал эскадрой русского флота; за победы у Наварина и в Чесменском бою 1770 года получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского. С 1775 года в отставке. В имениях Орлова была выведена порода лошадей - орловский рысак.
Породы упряжных лошадей, обладающих рысистым аллюром, формировались в Европе и Америке в конце XVIII – начале XIX века. В это время феодальный строй окончательно сдавал свои позиции капиталистическому и развивающаяся промышленность и торговля требовали быстрых и надежных средств сообщения. В России такая порода была выведена в конном заводе, принадлежащем графу А.Г. Орлову-Чесменскому, одному из крупнейших государственных деятелей XVIII века. Работу по созданию новой породы А.Г. Орлов начал в своем подмосковном селе Острове, расположенном в излучине реки Москвы и окруженном заливными лугами. Сюда приводили приобретенных в разных странах лошадей. Среди них были арабские, азиатские (в том числе персидские, туркменские, турецкие, (испанские и датские, английские – верховые и упряжные, неаполитанские, мекленбургские, голландские, а также местные кобылы с Дона, Кавказа, Украины, Польши, кобылы неизвестного происхождения из дворцовых конюшен и купленных у частных лиц.
Из всего этого пестрого поголовья отбирали особей для сложного многопородного скрещивания. На начальном этапе скрещивания было использовано 63 жеребца и 143 кобылы. В их числе был уникальный по своей племенной ценности серебристо-белый арабский жеребец Сметанка, выведенный из Аравии. Вскоре завод пришлось перевести из Острова: климат Подмосковья оказался губительным для Сметанки и некоторых других арабских лошадей, а территория завода становилась мала для размещения все увеличивающегося поголовья. Поэтому, когда в 1776 году Екатерина II пожаловала А.Г. Орлову 120 тыс. десятин земли в Воронежской губернии, он решил основать там конный завод.
Место для нового завода выбрали на южной окраине Хреновского бора, в 20 верстах от уездного города Боброва. Под завод были отведены поместья Хреновое, Чесменка и Пады с хуторами, всего 4 тыс. крестьянских дворов. Перевод лошадей в Хреновое длился почти два года. В сентябре 1778 г. в конном заводе было уже около 6 тыс. лошадей. Всем этим огромным хозяйством ведал управляющий, который получал подробные наставления из Москвы от владельца. С 1778 г. вся работа по созданию породы сосредоточилась в Хреновском конном заводе, ставшем образно говоря, колыбелью не только орловского рысака, но всего рысистого коннозаводства.
Сметанка
Граф Орлов на Барсе 1
Лебедь, г.р. 1829
Лебедь IV, г.р. 1831
Первый этап скрещиваний был проведен еще в Острове, где к арабским жеребцам подбирали неаполитанских и датских кобыл, наиболее популярных в то время среди знати пород «каретных лошадей», а также английских кобыл. Среди полученных помесей, большей частью неудачных, исключение составляли дети Сметанки. Этого жеребца А.Г. Орлов купил по необычайно высокой цене (60 тыс. рублей серебром). По сохранившимся описаниям и портретам, Сметанка обладал безукоризненным экстерьером. Он был достаточно рослый, породный, имел длинное туловище (у жеребца была редкая особенность - 19 пар ребер, обычно у лошадей 18 пар), чем походил на упряжную лошадь, и правильные красивые движения на рыси. Сметанка провел в Острове только год и пал в 1777 г., оставив всего 5 жеребят.
Полкан 1-й, лучший из сыновей Сметанки, стал производителем Хреновского завода. Он дал около 100 голов приплода, из них племенное назначение получили 7 сыновей и 21 дочь. Крупный рост, грубоватость и одновременно красоту форм Полкан 1 унаследовал от своей матери, датской кобылы Фредериксборгского завода, в котором разводили лошадей так называемой испанской расы, значительно улучшенной восточными породами. Полкан 1, как и другие арабо-датские помеси, не отличался резвостью и свободными движениями. Из других сыновей Сметанки значительную роль в создании породы сыграл Фелькерзам I-й, давший отличных дочерей.
В 80 годах XVIII века в Хреновском применяли скрещивание восточных жеребцов с мекленбургскими кобылами. Мекленбургская лошадь представляла собой местную лошадь северогерманского побережья, улучшенную восточными породами. Она была достаточно крупной, сухой, с лебединой шеей и крупными, но свободными движениями. Кобылы, полученные от скрещивания мекленбургских маток с восточными жеребцами, сыграли в дальнейшем большую роль в создании орловского рысака. Не получив после десяти лет работы помесей, обладавших резвой рысью, Орлов решил ввести в скрещивание фермерскую голландскую лошадь. В 1783 г. были завезены из Голландии вороной жеребец и семь кобыл. При их покупке Орлов, очевидно, отбирал экземпляры, обладавшие хорошей рысью. В 1784 г. в Хреновском заводе был получен первый приплод от голландских кобыл. Он оказался весьма удачным. К этому времени определилась схема скрещивания: сочетание восточного или полукровного жеребца с упряжной или восточно-упряжной кобылой.
Наиболее удачным жеребцом, полученным по такой схеме, был серый Барс-1 , 1784 г. Он отличался большим ростом, гармоничным сложением, легкими нарядными движениями, могучей силой и резвой рысью. Получив лошадь, близкую к задуманному образу, Орлов был очень доволен. Долгое время он ездил на Барсе в Москве и не спешил отправлять его в завод. Барс стал производителем в возрасте 7 лет и был им в течение 17 лет. В дальнейшей работе по созданию породы Барса и еще двух сыновей голландских кобыл Мраморного и Цветного использовали очень широко. Их предпочитали имевшимся в заводе в большом количестве восточным и восточно-упряжным жеребцам. Дети и внуки Барса по своим качествам значительно превосходили потомство Барса 1-го преобладали в производящем составе Хреновского конного завода, а через несколько поколений практически нельзя было найти ни одной рысистой лошади, которая не восходила бы к нему и в педигри которой имя его не встречалось бы несколько раз.
С получением Барса 1-го наиболее ярко проявлялись в потомстве, полученном от сочетания с арабо-мекленбургскими кобылами. От такого сочетания получили всего двух жеребцов, но именно они оказались лучшими из сыновей Барса. Это вороной Любезный1-ый, 1794 г. (от Шгндой) и серый Лебедь 1-й, 1804 г. (от Невинной). По прямой мужской линии к ним восходят все современные орловские рысаки. Завершающий этап создания породы целиком связан с деятельностью В.И. Шишкина, который с 1811 по 1831 г. управлял Хреновским конным заводом. В.И. Шишкин (1780-1845) был крепостным А.Г. Орлова, родился в селе Острове и с детских лет находился при конюшнях.
Наблюдая приемы тренировки лошадей у А.Г. Орлова, который сам ездил на лучших своих рысаках, Шишкин хорошо усвоил это до тех пор не существовавшее искусство, в впоследствии передал его своим сыновьям. Человек очень способный, Шишкин был отмечен Орловым, который доверил ему довольно ответственные должности – главного конторщика и казначея всех своих несметных богатств. Долгие беседы с Орловым о коннозаводстве послужили хорошей школой для Шишкина, который не только твердо усвоил, но и в дальнейшем творчески развил методы Орлова. Одним из первых в мировой зоотехнической науке и практике В.И. Шишкин открыл многие методы, которые до наших дней остаются на вооружении у животноводов.
На долю Шишкина достался наиболее сложный этап работы с породой – закрепление комплекса признаков, полученных при скрещивании большого количества пород, отбраковка худших, отбор лучших животных и выбор направления их использования.Работая с сыновьями и внуками Барса 1-го, В.И. Шишкин закладывает и успешно ведет в Хреновом мужские линии Любезного 1-го, Лебедя 1-го, Кролика 1-го, а затем, определив высокую ценность потомства Лебедя 1-го, закладывает линии его сыновей и внуков – Ловского 1-го, Лебедя 2-го, впоследствии Полкана 3-го, Чистяка 3-го, Лебедя 4-го, Горностая 4-го и др. Умелое закрепление в потомстве ценных качеств таких лошадей, как Полкан 3-й и Лебедь 4-й, клички которых стали стержнем породы в XIX веке и к которым восходят большинство современных орловских рысаков, создало Шишкину непререкаемый авторитет в среде коннозаводчиков.
При работе с линиями он умело пользовался родственным разведением, которого опасались коннозаводчики XVIII-XIX веков и которое впервые при создании породы было смело применено А.Г. Орловым. Шишкин вел тщательный учет качества потомства каждого жеребца и кобылы. Этот учет, сам по себе новаторский, позволял ему проводить отбор по качеству потомства. Под наблюдением Шишкина возводили коннозаводческий комплекс в Хреновом. Архитектурный ансамбль, выполненный в стиле русского классицизма начала XIX века, заложили еще при жизни графа Орлова, а закончили в 20-х годах XIX века. Орлов приказал все заводские здания строить из камня «на веки веков».
Методы работы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина и их помощников – крепостных наездников, смотрителей табунов, конюхов – были для того времени оригинальны и прогрессивны. Во многом Орлов и Шишкин были первооткрывателями, хотя некоторые методы их работы имели много общего с методами выдающихся скотозаводчиков XVIII века. В процессе создания орловской рысистой роды были выработаны и основные приемы выращивания лошади, методы подготовки и испытания рысаков, основана школа русских наездников. Разработанные в Хреновском конном заводе методы содержания лошадей способствовали выращиванию лошади крупной, гармонично развитой, очень выносливой и приспособленной к суровым климатическим условиям России.
Государственным Хреновским конным заводом управляли люди, как правило, с генеральским званием. Обслуживали завод солдаты, которые служили по 25 лет. Многие из них оставались в заводе, получив 25 рублей наградных и земельный участок рядом с заводом. Так появился поселок и теперь еще известный под именем Солдатская слобода.