Что нового?
Blue
Red
Green
Orange
Voilet
Slate
Dark

Хреновской конный завод

Imperatrica

Member
Регистрация
1 Апр 2008
Сообщения
313
Реакции
0
Баллы
16
Возраст
54
Адрес
Киев
Краткая историяХреновского конного завода

Алексей Григорьевич Орлов - родился 24.09 (05.10) 1737, село Люблино Бежицкого уезда Тверской губернии (ныне Калининская область), умер 24.12.1807 (05.01) 1808, Москва. Русский военный и государственный деятель, генерал-аншеф (1769), граф (1762). Сын дворянина Г. И. Орлова, ставшего к концу жизни новгородским губернатором. Орлов службу начал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка, в начале 1762 года сержант. Сыграл значительную роль в перевороте 1762 года, возведшем на престол Екатерину II (заставил императора Петра III подписать акт об отречении от престола); получил чин генерал-майора (1762). Не занимая крупных должностей, оказывал большое влияние на государственные дела. В 1768-1769 годах разработал план экспедиции против Турции в Средиземном море, где с 1769 года командовал эскадрой русского флота; за победы у Наварина и в Чесменском бою 1770 года получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского. С 1775 года в отставке. В имениях Орлова была выведена порода лошадей - орловский рысак.

Породы упряжных лошадей, обладающих рысистым аллюром, формировались в Европе и Америке в конце XVIII – начале XIX века. В это время феодальный строй окончательно сдавал свои позиции капиталистическому и развивающаяся промышленность и торговля требовали быстрых и надежных средств сообщения. В России такая порода была выведена в конном заводе, принадлежащем графу А.Г. Орлову-Чесменскому, одному из крупнейших государственных деятелей XVIII века. Работу по созданию новой породы А.Г. Орлов начал в своем подмосковном селе Острове, расположенном в излучине реки Москвы и окруженном заливными лугами. Сюда приводили приобретенных в разных странах лошадей. Среди них были арабские, азиатские (в том числе персидские, туркменские, турецкие, (испанские и датские, английские – верховые и упряжные, неаполитанские, мекленбургские, голландские, а также местные кобылы с Дона, Кавказа, Украины, Польши, кобылы неизвестного происхождения из дворцовых конюшен и купленных у частных лиц.

Из всего этого пестрого поголовья отбирали особей для сложного многопородного скрещивания. На начальном этапе скрещивания было использовано 63 жеребца и 143 кобылы. В их числе был уникальный по своей племенной ценности серебристо-белый арабский жеребец Сметанка, выведенный из Аравии. Вскоре завод пришлось перевести из Острова: климат Подмосковья оказался губительным для Сметанки и некоторых других арабских лошадей, а территория завода становилась мала для размещения все увеличивающегося поголовья. Поэтому, когда в 1776 году Екатерина II пожаловала А.Г. Орлову 120 тыс. десятин земли в Воронежской губернии, он решил основать там конный завод.

Место для нового завода выбрали на южной окраине Хреновского бора, в 20 верстах от уездного города Боброва. Под завод были отведены поместья Хреновое, Чесменка и Пады с хуторами, всего 4 тыс. крестьянских дворов. Перевод лошадей в Хреновое длился почти два года. В сентябре 1778 г. в конном заводе было уже около 6 тыс. лошадей. Всем этим огромным хозяйством ведал управляющий, который получал подробные наставления из Москвы от владельца. С 1778 г. вся работа по созданию породы сосредоточилась в Хреновском конном заводе, ставшем образно говоря, колыбелью не только орловского рысака, но всего рысистого коннозаводства.

Сметанка
1efe366a160ff1f08e.jpg


Граф Орлов на Барсе 1
5bc51fc99413d1c9c8.jpg


Лебедь, г.р. 1829
61b3bc9889b64d206e.jpg


Лебедь IV, г.р. 1831
0258969508b5efb19b.jpg


Первый этап скрещиваний был проведен еще в Острове, где к арабским жеребцам подбирали неаполитанских и датских кобыл, наиболее популярных в то время среди знати пород «каретных лошадей», а также английских кобыл. Среди полученных помесей, большей частью неудачных, исключение составляли дети Сметанки. Этого жеребца А.Г. Орлов купил по необычайно высокой цене (60 тыс. рублей серебром). По сохранившимся описаниям и портретам, Сметанка обладал безукоризненным экстерьером. Он был достаточно рослый, породный, имел длинное туловище (у жеребца была редкая особенность - 19 пар ребер, обычно у лошадей 18 пар), чем походил на упряжную лошадь, и правильные красивые движения на рыси. Сметанка провел в Острове только год и пал в 1777 г., оставив всего 5 жеребят.

Полкан 1-й, лучший из сыновей Сметанки, стал производителем Хреновского завода. Он дал около 100 голов приплода, из них племенное назначение получили 7 сыновей и 21 дочь. Крупный рост, грубоватость и одновременно красоту форм Полкан 1 унаследовал от своей матери, датской кобылы Фредериксборгского завода, в котором разводили лошадей так называемой испанской расы, значительно улучшенной восточными породами. Полкан 1, как и другие арабо-датские помеси, не отличался резвостью и свободными движениями. Из других сыновей Сметанки значительную роль в создании породы сыграл Фелькерзам I-й, давший отличных дочерей.

В 80 годах XVIII века в Хреновском применяли скрещивание восточных жеребцов с мекленбургскими кобылами. Мекленбургская лошадь представляла собой местную лошадь северогерманского побережья, улучшенную восточными породами. Она была достаточно крупной, сухой, с лебединой шеей и крупными, но свободными движениями. Кобылы, полученные от скрещивания мекленбургских маток с восточными жеребцами, сыграли в дальнейшем большую роль в создании орловского рысака. Не получив после десяти лет работы помесей, обладавших резвой рысью, Орлов решил ввести в скрещивание фермерскую голландскую лошадь. В 1783 г. были завезены из Голландии вороной жеребец и семь кобыл. При их покупке Орлов, очевидно, отбирал экземпляры, обладавшие хорошей рысью. В 1784 г. в Хреновском заводе был получен первый приплод от голландских кобыл. Он оказался весьма удачным. К этому времени определилась схема скрещивания: сочетание восточного или полукровного жеребца с упряжной или восточно-упряжной кобылой.

Наиболее удачным жеребцом, полученным по такой схеме, был серый Барс-1 , 1784 г. Он отличался большим ростом, гармоничным сложением, легкими нарядными движениями, могучей силой и резвой рысью. Получив лошадь, близкую к задуманному образу, Орлов был очень доволен. Долгое время он ездил на Барсе в Москве и не спешил отправлять его в завод. Барс стал производителем в возрасте 7 лет и был им в течение 17 лет. В дальнейшей работе по созданию породы Барса и еще двух сыновей голландских кобыл Мраморного и Цветного использовали очень широко. Их предпочитали имевшимся в заводе в большом количестве восточным и восточно-упряжным жеребцам. Дети и внуки Барса по своим качествам значительно превосходили потомство Барса 1-го преобладали в производящем составе Хреновского конного завода, а через несколько поколений практически нельзя было найти ни одной рысистой лошади, которая не восходила бы к нему и в педигри которой имя его не встречалось бы несколько раз.

С получением Барса 1-го наиболее ярко проявлялись в потомстве, полученном от сочетания с арабо-мекленбургскими кобылами. От такого сочетания получили всего двух жеребцов, но именно они оказались лучшими из сыновей Барса. Это вороной Любезный1-ый, 1794 г. (от Шгндой) и серый Лебедь 1-й, 1804 г. (от Невинной). По прямой мужской линии к ним восходят все современные орловские рысаки. Завершающий этап создания породы целиком связан с деятельностью В.И. Шишкина, который с 1811 по 1831 г. управлял Хреновским конным заводом. В.И. Шишкин (1780-1845) был крепостным А.Г. Орлова, родился в селе Острове и с детских лет находился при конюшнях.

Наблюдая приемы тренировки лошадей у А.Г. Орлова, который сам ездил на лучших своих рысаках, Шишкин хорошо усвоил это до тех пор не существовавшее искусство, в впоследствии передал его своим сыновьям. Человек очень способный, Шишкин был отмечен Орловым, который доверил ему довольно ответственные должности – главного конторщика и казначея всех своих несметных богатств. Долгие беседы с Орловым о коннозаводстве послужили хорошей школой для Шишкина, который не только твердо усвоил, но и в дальнейшем творчески развил методы Орлова. Одним из первых в мировой зоотехнической науке и практике В.И. Шишкин открыл многие методы, которые до наших дней остаются на вооружении у животноводов.

На долю Шишкина достался наиболее сложный этап работы с породой – закрепление комплекса признаков, полученных при скрещивании большого количества пород, отбраковка худших, отбор лучших животных и выбор направления их использования.Работая с сыновьями и внуками Барса 1-го, В.И. Шишкин закладывает и успешно ведет в Хреновом мужские линии Любезного 1-го, Лебедя 1-го, Кролика 1-го, а затем, определив высокую ценность потомства Лебедя 1-го, закладывает линии его сыновей и внуков – Ловского 1-го, Лебедя 2-го, впоследствии Полкана 3-го, Чистяка 3-го, Лебедя 4-го, Горностая 4-го и др. Умелое закрепление в потомстве ценных качеств таких лошадей, как Полкан 3-й и Лебедь 4-й, клички которых стали стержнем породы в XIX веке и к которым восходят большинство современных орловских рысаков, создало Шишкину непререкаемый авторитет в среде коннозаводчиков.

При работе с линиями он умело пользовался родственным разведением, которого опасались коннозаводчики XVIII-XIX веков и которое впервые при создании породы было смело применено А.Г. Орловым. Шишкин вел тщательный учет качества потомства каждого жеребца и кобылы. Этот учет, сам по себе новаторский, позволял ему проводить отбор по качеству потомства. Под наблюдением Шишкина возводили коннозаводческий комплекс в Хреновом. Архитектурный ансамбль, выполненный в стиле русского классицизма начала XIX века, заложили еще при жизни графа Орлова, а закончили в 20-х годах XIX века. Орлов приказал все заводские здания строить из камня «на веки веков».

Методы работы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина и их помощников – крепостных наездников, смотрителей табунов, конюхов – были для того времени оригинальны и прогрессивны. Во многом Орлов и Шишкин были первооткрывателями, хотя некоторые методы их работы имели много общего с методами выдающихся скотозаводчиков XVIII века. В процессе создания орловской рысистой роды были выработаны и основные приемы выращивания лошади, методы подготовки и испытания рысаков, основана школа русских наездников. Разработанные в Хреновском конном заводе методы содержания лошадей способствовали выращиванию лошади крупной, гармонично развитой, очень выносливой и приспособленной к суровым климатическим условиям России.

Государственным Хреновским конным заводом управляли люди, как правило, с генеральским званием. Обслуживали завод солдаты, которые служили по 25 лет. Многие из них оставались в заводе, получив 25 рублей наградных и земельный участок рядом с заводом. Так появился поселок и теперь еще известный под именем Солдатская слобода.
 

Imperatrica

Member
Регистрация
1 Апр 2008
Сообщения
313
Реакции
0
Баллы
16
Возраст
54
Адрес
Киев
Хреновской конный завод ОАО

397700, Воронежская обл, Бобровский р-н, п/о Хреновое
(07350) 6 11 82; факс 4 99 23

Хреновской конный завод - родина орловского рысака. Расположен на юго-востоке Воронежской области, в Бобровском районе. В настоящее время 110 маток, 9 жеребцов-производителей.
История завода широко известна всем специалистам и любителям орловской породы.

В ХХ веке он оставил ведущим хозяйством по разведению орловского рысакка. В заводе созданы линии Барчука, Ловчего-Улова, совместно с другими хозяйствами завод создал линии Воина, Успеха, Пилота, Пиона и Исполнительного. В породе успешно функционируют созданные в заводе семейства Будущности, Тещи, Диадемы и др.

Лошади Хреновского завода установили в послереволюционный период 31 рекорд, уступая по этому показателю только дубровским орловцам. В заводе выращено 275 рысаков класса 2.10, в том числе рекордисты Улов - 2.02,2; 3.09; 4.20,6; Морской Прибой - 2.04,5; 3.14,4, 6.50,6; Лерик - 4.20,3; 6.34,5; 8.56, выдающийся производитель Проспект - 2.01,6, победительница Большого Всесоюзного четырехлетнего приза для лошадей рысистых пород Былая Мечта - 2.09,4 и многие другие резвые орловские рысаки. В заводе выращено 276 рысаков класса 2.10. Хреновские рысаки 15 раз выигрывали приз Барса.

По количеству выращенных в заводе лошадей, выдающихся по типу и экстерьеру, завод не имеет себе равных. За время деятельности ВДНХ (ВСХВ) 11 питомцев Хреновского конного завода получили звание чемпионов, 30 - аттестат 1-й степени.
Сорок пять хреновских рысаков при ежегодной экспертизе были признаны лучшими в породе в своих половозрастных группах.

Успехи завода за последние 75 лет обеспечил коллектив энтузиастов-конников, вознлавляемый в 1920-е годы зоотехниками С. Калининым, в 1930-начале 1950-х В.С. Грицем и М.К. Кобылянским, в 1960-1970-е И.А. Кузнецовым, В.З. Мельниковым, В. Балдиным, А.В. Киркиным, В.А. Цуцковым. Последний руководил конной частью завода более 20 лет.

39de73c54cac12e042.jpg
УЛОВ
63fef8b7aa793b900a.jpg

МОРСКОЙ ПРИБОЙ
711a857fcc2c9680e7.jpg
БЕРКУТ
584c2bb7e443645248.jpg

Победитель приза БАРСА 2006 жер. БРЕСКЛЕТ
 

Vishenka

Member
Регистрация
24 Мар 2008
Сообщения
468
Реакции
0
Баллы
16
Возраст
36

Беспечность 2.09.1(Пион - Бравада 2.21.4(Рион 2.05.1 - Былая Мечта 2.09.4)) победительница приза "Барса" на Киевском ипподроме в 1979 г. Наездник 2-й кат. Пучка Н.М.
 
Сверху Снизу